twitter facebook vkontakte livejournal С нами Болгария ближе - Bulgaria Expert Все оттенки Болгарии НОВЫЙ БОЛГАРСКИЙ РОМАН Болгарские Художники Болгарские Исполнители Рисуем болгарские сказки Арт-галерея 73 улица
Български English Русский

Болгарский Культурный Институт

тел. +7 (495) 771-60-18

e-mail: [email protected]

Ах, лето.... Лето-это целая жизнь.
Иной раз у меня такое ощущение, что только летом я и живу. А все остальное время в году я жду лета))). Сколько летом можно успеть! Можно отдохнуть от бесконечной гонки в каменных джунглях, можно ехать куда угодно, ближе к морю или дальше,  получить впечатлений на год вперед. Можно наглотаться свежего воздуха столько, сколько его у тебя не будет за целый год. Можно быть самим собой, без всяких там условностей. К сожалению, к лету нельзя привыкнуть, оно слишком быстро заканчивается. Оно пролетает как один день. И можно снова жить в ожидании лета.
Началось наше лето в этом году с отдыха в Болгарии, со сказки длиною в месяц.  Море, солнце и песок- это классно! Но рассказать я хочу о другом, о нашем маленьком путешествии по Болгарии. Потому что мы были б не мы, если бы сидели целый месяц на одном месте. Проштудировав путеводитель Кука, предусмотрительно купленный еще в Москве, наметили для себя план действий и пошли брать машину напрокат. Кому-то покажется дорогим удовольствием, но поехать на экскурсию всей семьей стоит столько же, а наибольшее количество удобств очевидно, мы не бежим за автобусом со своей коляской, никто на нас не смотрит криво в ожидании, мы сами себе хозяева- куда хотим , туда и едем. Я вообще в принципе не люблю организованные экскурсии, не люблю экскурсоводов. Все, что они мне расскажут, я могу прочитать. Зато для меня важно ходить и созерцать , впитывать дух былого , для меня ценно свободное время, я не хочу и не люблю торопиться и бежать . Я люблю быть хозяйкой своего времени, а потому предпочитаю самостоятельные передвижения.

Итак, наш план был таков: основным пунктом нашей поездки должна была стать старая столица Болгарии- Велико Тырново. Но, осуществив эту поездку, я сейчас даже не могу сказать, что было основным и что понравилось больше. Все было настолько разнопланово и запоминающеся, что нельзя выделить самого-самого. Самым-самым было все!

Елена-Велико-Тырново- Церевец в Велико Тырново-Арбанаси-Дряновский монастырь-пещера Бачо-Киро-Трявна-Шипка.
В наших планах еще были Еменское ущелье и Етар-город ремесленников, но, увы, на все нас не хватило.

На эту поездку мы потратили три дня и ни разу не пожалели, что уехали от моря на несколько дней. Мы столько  увидели!!!! Хотя конечно море это море, это волшебство. Но в то же время, находясь только на море, невозможно прочувствовать колорит страны, посмотреть ее изнутри, невозможно окунуться в жизнь этой страны. Море- оно интернационально) Но мы же в Болгарии! И теперь я с уверенностью могу сказать, мы там были. И я точно знаю, что мы обязательно туда вернемся!

Взяли машину напрокат в ближайшем агентстве и вперед! Муж, как всегда, оставил свои водительские права дома и в результате за рулем пришлось большую часть времени находиться мне. В результате я проехала аж по перевалу через Балканы, по какой-то не очень популярной дороге, весьма неширокой, с поворотами через каждые 20 метров, с обрывами сразу за обочиной-о, ужас!!! Но я проехала. Наверное, если б за рулем был мой муж, я б приехала в конечную точку нашего путешествия с инфарктом как минимум.

Но вообще в Болгарии за рулем ездить одно удовольствие. Никто никуда не торопится, как правило, все соблюдают правила дорожного движения, полиции на дорогах минимум и не принято просто так останавливать водителей, просто так, чтобы проверить документы. А какие дороги! Конечно ближе к побережью получше, но тем не менее таких раздолбанных дорог, как в России, я там не видела.

Вообще классно, машина дает столько свободы!!! Мы никуда особо не торопились, останавливались, где хотели и на сколько нам нужно. Не устаю повторять, что мы столько всего увидели!!!!
Первой неожиданностью была встреча с огромной черепахой прямо на проезжей части))) она просто переходила-переползала дорогу))) Так здорово))) хотя вот доживши почти до сорока лет я считала, что черепахи они где-то там, где вода и пески, а тут поля и еще раз поля. Ну конечно же мы затормозили и с детьми выскочили из машины посмотреть на это чудо, не в зоопарке, а вот так просто так в природе. Она, конечно, нас испугалась и спряталась в  свой домик. Но даже от этого у нас была куча впечатлений. Нафоткались с ней и отпустили ее восвояси, пусть ползет по своим черепашьим делам. А сами поехали дальше.
А дальше были деревни, городки и города, поражающие своей чистотой и неспешным течением жизни. Аистиные гнезда на столбах.  А еще поля, усыпанные маками, Балканы, поросшие лесами, горные речки и дорога, которая нас вела все дальше и дальше.

И вот первый привал- в Балканах у горной речки с прозрачной водой и каменистым дном. А дети мои  любители камушки в воду покидать. А как приятно после долгого пути зайти босыми ногами в кристально чистую леденящую воду. Покушали, передохнули и дальше в путь.

Как-то сами и не заметили, как проехали перевал с самой высокой точкой над уровнем моря по этой дороге. А дорога и правда какая-то малоиспользуемая, хорошо что никто не встретился мне по встречке на этой узкой извилистой дороге.

А уже за перевалом мы все ближе к Велико Тырново, к нашей цели. Что-то задержались мы в пути, что даже стали подумывать о том, чтобы пропустить Елену. Хотя этот городок значился в наших планах. Но как оказалось что где -то в Сливене поймали мы болт в колесо и пришлось в Елене искать шиномонтаж и волей неволей заезжать туда.

Колесо отремонтировали гораздо дешевле, чем в  России. Там муж и разузнал, где центр города с его достопримечательностями. Остановились там и не пожалели. Ехав по трассе, мы б этот город просто проскочили бы мимо.

А тут побродили по мощеным улочкам, посмотрели на старинные церкви, посидели в кафе с потрясающим видом на горный городок и Балканы. Попали в церковный музей, который специально для нас открыли служители музея, занимающиеся ремонтом в соседнем здании.

Далее у нас по плану Велико Тырново, древняя столица Болгарского царства. Горный город. Необычный. Приехали туда уже к вечеру и занялись поиском ночлега. В первых двух гостиницах нам отказали, приличные гостиницы и наверное весьма недешевые. Вероятно смутил служителей наш внешний вид((( и корявое знание английского... обидно. Ну да Бог с ними. Еще в одной гостинице были какие-то жуткие общежитские условия по ценам пятизвездочного отеля.

Я уже стала отчаиваться и прикидывать каково это будет нам переночевать с детьми в нашей маленькой машинке. Но тут мы наткнулись на семейный отель, где сразу же нашелся для нас номер по весьма приемлемой цене. Ура! Ура!!! У меня уже нет сил ходить и что-то искать, я уже на все согласна. Пытаюсь объясниться с девушкой портье моими скудными школьными запасами английского. Вроде бы поняли друг друга.

Сняли семейный номер с большой кроватью и раздвижным диваном, телевизором, душем и туалетом, с выходом на террасу и всего-то за 1200 рублей в переводе на наши деньги. Как потом оказалось в эту сумму еще был включен и завтрак, приятно)))  Перегнали машину и пошли гулять по вечернему городу. Потрясающие виды. Разочаровало только уличное кафе, в которое мы зарулили, где мы очень долго-долго ждали своего заказа, потом его принесли половину забыв и все это при том что в кафе было занято всего лишь 4 столика. Все оскорбились и решили больше в это кафе не ходить)))

На следующий день мы решили посетить ( читай- облазить сверху донизу) древнюю крепость Царевец-главную достопримечательность Велико Тырново. Царевец в Тырново виден практически отовсюду. Он раскинулся по холмам и впечатляет своим размахом. Нам же конечно хотелось  обойти все-все и добраться до самого верха. Ну мы и обошли -облазили  буквально все. Хоть и пришлось нам ползать партиями, поскольку с коляской по древним мощеным улицам передвигаться очень и очень сложно. Потому  либо я шла на осмотр либо муж, а другой в это время дежурил возле Димы в кафешке. Но где можно было проехать, там мы были везде все вместе. Дети мои дети, им же надо все и сразу))) Добрались до Болдуиновой башни. На башню, конечно, можно забраться, но по лесенке, которая обвивает саму башню, и лесенка эта без ограждения. Все равно, что на третий этаж дома забраться , а то и выше. Прошу своих- давайте не пойдем, мне страшно, но где там, им надо, пришлось лезть в результате. И так везде.
Все -все в Царевце мы посмотрели. И добрались до самой верхушки холма и были приятно удивлены тем что на вершину смотровой башни поднимают на лифте, вот это сюрприз))) ура-ура, спасение для наших ног и даже второе дыхание нам не понадобилось.
Вообще потрясающее место. И мы были поражены тем, что там практически нет туристов. По комплексу бродили мы да еще две-три пары туристов.  Сравнилось с гораздо более скромной крепостью в Судаке, где в сезон яблоку негде упасть от обилия туристов.

Ну и стоит заметить, что добираясь до Царевца и возвращаясь потом из него в город, мы просто гуляли, заходили в церкви, наслаждались безумно красивыми и непривычными видами. Потом нас совершенно случайно занесло на улицу Гурко, застроенную в стиле национального возрождения. Необычная и в тоже время типичная для Болгарии. На этой улице мы опять же чисто случайно попали в дом Сарафкина, в местный музей.

Боже мой, как мне понравились эти провинциальные болгарские музеи, маленькие, тихие и кажется что даже пыль там древняя. Все наши Кремли и Эрмитажи... такое ощущение что нет в них этой  провинциальной душевности.

Вот так почти и прошел  день в Велико Тырново. Но нам же опять мало и мы решили поехать в деревню Арбанаси, расположенную от города в нескольких километрах. Тем более что про нее мы читали и она была у нас в планах.  Погуляли по деревне, опять и опять наслаждаясь болгарским колоритом. К сожалению, главные достопримечательности -церквушки уже были закрыты. Потому нам пришлось просто бродить, осматривая дома. В Арбанаси попали в забавный магазин. Приехали-то поздно, когда все уже было закрыто и искали хоть какую-то торговую лавочку, чтобы купить сувениры. В результате попали в магазин, где чего только не было от интересного винного прилавка до антиквариата местного и конечно же магнитов. Прикупили магнитов и бутылочку болгарского вина. Там же попали в дегустационный  зал-подвальчик,  в углу которого застыли доспехи средневекового рыцаря. А вообще магазин понравился, этакая лавка древностей, в некоторой мере он нам компенсировал достопримечательности, которые мы не смогли осмотреть.

Вот и еще один день в Тырново прошел. Я каждый раз поражаюсь, как быстро летит время... эх... растянуть бы нам его, а не получается.
Еще ночь в Тырново и мы едем дальше.

Решили , что в Еменское ущелье мы не успеваем, да и в Етар тоже. Потому выстроили следующий план, по ходу движения у нас Дряновский монастырь, Трявна, Шипка.

Встали с утра, позавтракали в отеле и снова в путь за новыми впечатлениями. Следующий пункт-Дряновский монастырь.
Вроде я и не особо верующий человек, но в монастырях мне нравится. Нравится то ощущение покоя, которое живет там.  Дряновский монастырь совсем небольшой. Понравился нам отсутствием лоска, нанесенного специально для туристов. Там просто обычная жизнь. Мы  попали на крестины ребенка в монастырской церкви. В хозпомещениях монастыря наткнулись на батарею банок с черешневым компотом, заготовленным монахами и тут же рядом большая черешня с лестницей, на которую тут же наш папа забрался, дабы детям черешни нарвать, вкуснейшая черешня надо сказать. Совсем рядом монастырское кладбище. А сразу же за стенами монастыря бурлит горная речка и нависают скалы.
При монастыре есть гостиница и кафе. Наверное, если б мы располагали большим запасом времени, надо было б там остановиться и остановить хоть ненадолго этот бег времени.
Вообще в монастыре можно было бы провести много-много времени, наслаждаясь тишиной и покоем.

И все- снова в дорогу. Нас ждет Трявна! Город этот просто очаровал нас. Тихий, спокойно-сонный. Центр города- и никуда идти не надо, прямо над тобой шебечут птицы. Я не знаю, у меня просто слов не хватает описать Трявну. Я просто не смогу передать своих ощущений. Тихие мощенные улочки, каменный мост, старые церкви, небольшие музеи, уличные кафе.

Пообедали в самом центре, в кафе «Савойя» вкуснейшим таратором за какие-то смешные деньги. Попали впросак с официантом)))) и ведь читала же перед отъездом в Болгарию, что наше отрицательное покачивание головой- это у них утвердительный знак, и наш утвердительный кивок у них знак отрицания. И как-то на побережье с этим просто, основная масса работающих там адаптирована к нашим понятиям. А в глубинке страны все иначе. Читаю меню, пытаюсь объясняться с официантом, это есть? спрашиваю, говорит есть и сам отрицательно качает головой))) пока до меня дошло , что тут они живут своей болгарской жизнью, не особо ориентированной на туристов.

Дети были счастливы от наличия аттракционов прямо тут же. Саша  даже старательно прибегал за новой монеткой в мой кошелек. А муж замучился искать размен, дабы дать ребенку нужную монету. Зато познакомился с чисто русской продавщицей книжного магазина , уехавшей в этот город из России 20 лет назад.
А далее нас ждали музеи Трявны. Сначала мы зашли в церковный музей иконы, расположенный на втором этаже церкви. Дочка моя весьма религиозна, и от кого у нее это? Пока все иконы не пересмотрела и надписи под ними не перечитала - не ушла оттуда. И все как-то так не напыщенно и не приукрашено .вот просто так как оно и есть в жизни. Старые некрашеные половицы серого цвета, скрипучие лестницы, вязанный коврик на стуле... трогает...
Потом мы чисто случайно попали в дом музей профессора Пенчо Райкова, который просто застыл в прошлом. В нем воспроизведена обстановка 19 века. Экскурсовод нам обрадовалась, как самым ближайшим родственникам, угощала детей наших конфетами привезенными ею из Швеции, провела нас  персонально по всем комнатам этого дома, рассказала и показала все что можно было показать, сфотографировала нас. Сказала, что редко у них бывают иностранцы)))

А потом мы прошлись  по ремесленной улочке, посмотрели на работу мастеров по дереву и коже. Красиво, понравилось, но цены дороговаты. В общем, мы уподобились основной массе, которая хочет эксклюзив и подешевле.

Прогулялись по каменному мосту. И снова в путь.
А сколько б еще можно было увидеть и просто прочувствовать. Трявна просто запала мне в душу. Я ж вообще любительница провинции, маленьких городов...Из всех мест, где мы успели побывать, лично для меня это было самым-самым.
А нам уже пора поближе к дому. Срок аренды машины заканчивается. И решили мы вернуться домой немного по другой дороге, через Шипкинский перевал.

И конечно не пожалели. Дорога была гораздо более легкой, более прямой, с меньшими перепадами высот , ну и еще мы были вознаграждены потрясающими видами, открывающимися с вершины Шипки. Кстати, в путеводителе Кука о Шипке нет ни слова. И мы поехали туда лишь потому, что название помнится еще со школьных уроков истории да родители мои когда-то давно в советские годы ездили в Болгарию и были на Шипке, дома даже есть черно-белые любительские фото со знаменитой лестницы. Аня моя добросовестно пересчитала все ступеньки, что вели на вершину, а я, такая ворона, забыла их количество.

Но какая действительно красота видна оттуда!!! Такое ощущение, что вся Болгария перед тобой лежит на ладони- горы, поля, леса, города и села, ветряки. Дух захватывает.

Ну вот и все - пора домой! Едем  через Казанлык, слева Балканы, справа Родопы. Проезжаем мимо музея роз и фракийской гробницы. Эх, жаль туда мы уже не успеваем.

Зато успели в магазинчик расположенный на окраине Казанлыка под названием «Последний грош». Где привели в изумление местных жителей- надо же у вас тут еще и русские бывают))) Ах да, и еще продавец с моим мужем долго выясняли происхождение какого-то мяса в вакуумной упаковке))) пытались придти к общему знаменателю))) болгарин хлопал себя по лбу и доказывал, что это кошка))) а муж пытался ему объяснить , что кошка это то, что на четырех лапах бегает, а он ищет то, что на двух прыгает, то бишь курицу))) Ну в общем это курица и была все-таки)
Еще один привал в вечернем поле. Солнце садится за Балканы и все, мы все ближе и ближе в побережью, к Солнечному берегу. Нас снова ждет  море)
Вот такая получилась поездка, полная новых непередаваемых ощущений и позитива.

На этом  наше путешествие по Болгарии закончилось. Но хочется верить, что все у нас еще впереди. Мы обязательно вернемся сюда! Мы себе уже придумали новый план действий))) если когда еще доведется нам побывать в Болгарии, то мы обязательно поедем в Пловдив и Рильский монастырь и еще в Балчик, на мыс Калиакра и в Добрич. И еще мне очень хотелось бы вернуться в Трявну...Мечтать же не вредно, правда? а вдруг когда-то...

Болгарская школа при Посольстве "ЕвроПульс" - самые актуальные события Европейской жизни БКИ является членом EUNIC-Россия Добро пожаловать в Болгарию Профессиональная Лига Пилотов

© 2007-2013 ООО Болгарский Культурно-Информационный Центр.
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт bci-moscow.ru обязательна.